Малыш и мама: первые

движения на пути к счастью

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, сильными, красивыми. Все мы стараемся создать наиболее благоприятные условия для их развития, обучения и становления. Стараемся окружить их любовью и комфортом. Цивилизация тоже нам помогает в этом: на рынке появляются все новые и новые вещи, облегчающие уход за малышом и ускоряющие его развитие.

Я предлагаю вам ознакомиться с цитатой из книги «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» американского психолога Жан Ледлофф.

Но не злоупотребляем ли мы этими вещами?

Не способствуем ли мы тому, что наши дети забывают о том, что такое упорство, преодоление трудностей, целеустремленность, вера в себя?

Не слишком ли созданная среда искусственно безопасна?

Известно, что Жан Ледлофф некоторое время жила с индейцами в джунглях Амазонки и наблюдала за взаимоотношениями между родителями и детьми, а по возвращении написала книгу, которая очень сильно повлияла на современную педагогику.

«Органы чувств ребенка получают огромный и разнообразный материал в виде событий и предметов, с тем чтобы тренировать и совершенствовать свою деятельность и взаимодействие с головным мозгом.

Первый свой опыт ребенок в основном получает от тела занятой матери. Ее постоянное движение и деятельность дают младенцу представление об активной жизни. Постепенно он усваивает, что движение — это одно из свойств этого мира, которое будет всегда ассоциироваться с уютным чувством самости, открытым в «ручном периоде».

Противоположное происходит, если ребенок в основном находится на руках у человека, который предпочитает сидеть без движения. Конечно, это избавит малыша от муки одиночества, чувства ненужности и оторванности, однако не даст ему прочувствовать темп жизни и действия. Если ребенок активно поощряет взрослых к стимуляции его органов чувств, то это первый признак, что ему необходимо движение для своего дальнейшего развития. Мало двигающаяся мама дает малышу представление о жизни как о чем-то скучном и тягучем, что вызывает в нем непоседливость и суетливость — признаки недостатка стимуляции со стороны матери. Он будет ерзать и подпрыгивать на ее коленях, демонстрируя свои желания, или же махать руками, предлагая маме двигаться побыстрее.

Аналогично, если мать относится к ребенку, словно к хрупкой хрустальной вазе, то ему будет казаться, что он таков и есть. И наоборот, грубоватое и бесцеремонное обращение позволит ему ощущать себя сильным, выносливым, умеющим приспособиться к любым условиям и ситуациям. Ребенку не просто неприятно это чувство хрупкости, слабости и уязвимости, оно мешает дальнейшему развитию и создает проблемы в старшем возрасте».

(с) Жан Ледлофф: Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности.

Вот такое наблюдение автора о роли движения в невербальном общении ребенка и матери. Действительно, мать и ребенок находятся в постоянной связи и общении между собой.

Ребенок познает этот мир через маму. Он различает любые перемены в ее  эмоциональном состоянии, оценивает позу, характер движений, голос. Он буквально считывает ее самоориентацию в мире. Связь эта устанавливается постепенно, еще с того момента, когда малыш находится в утробе, и в какой-то мере похожа на телепатию. Когда малыш подрастает, он учится понимать не только свою маму, но и окружающий его мир.

Активное познание начинается с ползания. Это новая очень важная ступенька в жизни малыша, касающаяся его здоровья и развития.

Именно ползание подготавливает ребенка к ходьбе: укрепляет мышцы, развивает суставно-связочный аппарат — готовит тело к будущим нагрузкам. Ползание является важным этапом формирования здоровой опорно-двигательной системы.

Часто родители не придают ползанию большого значения, пытаются сразу поставить малыша на ножки и научить ходить. Торопятся. Ведь ребенок должен пройти каждый этап своего развития последовательно, так как задумано природой для его блага. Укрепляясь и тренируясь в ходьбе на четвереньках, в будущем ребенок избежит таких распространенных заболеваний как сколиоз и плоскостопие. Кроме того, удерживая свое тело, малыш учится правильной координации навыку, которые в дальнейшем пригодятся при плаванье, игре в мяч, езде на велосипеде.

Когда малыш с успехом осваивает ползание он может быстро и надежно перемещаться в пространстве. Это отлично развивает его мозговые структуры: навыки пространственной ориентации, которые в дальнейшем повлияют на успехи в геометрии и письме; логическое мышление; умение рисовать, выстраивать композицию; пользоваться картой и многое другое.

Поэтому ограничение ребенка в передвижении, может способствовать отставанию в интеллектуальном развитии.

Важно создать для малыша возможность для активного познания этого мира с первого проявленного интереса к нему. Сейчас же все чаще приходится замечать, что ребенку создают условия «спокойного домоседства», пользуясь манежами и слингами. Да, безусловно, эти приспособления удобны для родителей. При этом получается, что в слинге ребенок все видит, перемещается, находится в центре событий, но совершенно без собственных усилий! Все, что вызывает интерес у малыша тут же оказывается у него под носом. Это очень удобно и легко.

Но вполне возможно, что в будущем за это приведет не к лучшей ситуации.

Излишняя опека и забота родителей часто приводит к тому, что у ребенка не возникает потребности в ходьбе, разговоре, размышлении, что опять же тормозит его развитие. Такие дети могут вырастить капризными; их речь обычно развивается медленно; основные навыки, которые закладываются в возрасте до двух лет не успевают формироваться.

То же касается и манежа. Его тоже удобно использовать. Но малышу нужно создать место для активных движений, для преодоления препятствий и трудностей. Это не только положительно скажется на его теле, но и закалит в нем характер и научит тому, что для достижения своей цели нужно совершать усилия. У такого ребенка больше шансов вырасти старательным, терпеливым, выносливым и сильным.

Взаимоотношения ребенка и родителей играют огромную роль и являются основой всей дальнейшей жизни. Таким, каким родители покажут новый мир малышу, таким он и будет его воспринимать. Именно в самом раннем детстве мы, будучи детьми, определяем среду, в которою попали и всю жизнь выстраиваем с ней взаимоотношения. Поэтому очень важно способствовать тому, чтобы малыш развивался гармонично и правильно.

Катерина Буркина

Сделано с        и Adobe Muse
Игорем Маковским и Катериной Буркиной